Профилактика

/ Просмотров: 1512
Профилактика бензин
Юрий ВЕТРОВ, фото автора, Степана ШУМАХЕРА и Константина СОРОКИНА

Стоит ли доплачивать за «улучшенный» бензин — Shell V-Power, Neste Futura, BP Ultimate? Чем отличаются от обычного топлива «экологичные» сорта ПТК Евро и Лукойл Экто? Судя по заверениям производителей, они чуть ли не эликсир здоровья для мотора: и мощность должна возрасти, и токсичность выхлопа снизится, и ресурс увеличится.

На столичных заправках ПТК и Лукойл мы не нашли альтернативы «улучшенному» топливу

Первым делом мы брали пробы тех бензинов, которые имеют свой «неулучшенный» аналог. И в Питере, и в Москве на заправках Shell есть обычный АИ-95 по цене 21,2 рубля за литр и есть АИ-95 V-Power — 22,3 рубля за литр. Берем. Ведь за 1 руб. 10 коп. нам предлагают увеличение мощности до 10%! А еще — полную очистку двигателя от нагара после четырехкратного наполнения бака.

Последней пробой из Северной столицы стал бензин Евро от Петербургской топливной компании (ПТК). Он лишь на 30 копеек дороже бензина из Киришей, а производитель не скупится на обещания: расход топлива сократится на 5—7%, мощность возрастет на 7%, да еще и токсичность выхлопа снизится. Неудивительно, что в самом Питере обычного бензина АИ-95 на заправках ПТК мы не нашли — только Евро.

Двигатель и основные параметры его работы всегда находятся в поле зрения оператора стенда

Та же ситуация в Москве с бензином Экто от Лукойла: скромная цена 20,4 рубля за литр и отсутствие альтернативы, хотя в регионах «экологичное» топливо только начинает вытеснять традиционное. Обещаний минимум. «Чистый двигатель — исправный двигатель!» — вот девиз Лукойла. Кстати, в этой компании признают, что прошлогоднее повышение цен на полтора-два рубля было обусловлено массовым выходом на рынок хорошо очищенных бензинов стандарта Euro 3 с моющими присадками, более дорогих в производстве. Нефтяные компании просто воспользовались моментом и синхронно подняли цену на обычный бензин. Сразу три канистры мы наполнили на заправках BP: две — «девяносто пятым», обычным и ультимативным, и еще одну — топливом АИ-98 Ultimate. Цены — 20,4, 21,4 и 22,4 рубля за литр соответственно. Всего за два рубля с литра (разница между АИ-95 и АИ-98 Ultimate) компания BP обещает улучшить экономичность, снизить токсичность и увеличить мощность вашего двигателя до 14%.

Только моторный стенд позволяет достоверно судить о влиянии топлива на мощность двигателя

Но нам гораздо интереснее сравнить «девяносто пятые» бензины между собой. Стоит ли переплачивать рубль и, если да, то за что? А для бензина АИ-98 Ultimate мы подобрали другого спарринг-партнера: «девяносто восьмой» с заправки ТНК. Он производится на том же рязанском НПЗ, принадлежащем альянсу ТНК-BP, а стоит на 90 копеек дешевле. Хотя представители ТНК-BP уверяют, что Ultimate и ТНК делают по разным технологиям. Проверим!

Начали с самого интересного — замеров мощности. Неужели, просто залив в бак «девяносто пятый» бензин Shell V-Power вместо обычного шелловского АИ-95, можно поднять мощность до 10%? Мы решили провести испытания всех образцов топлива на моторном стенде лаборатории управления форсированных испытаний АвтоВАЗа — там, где разрабатываются и настраиваются все тольяттинские спортивные двигатели.

Ford Focus ST на стенде Rototest, который снимает мощность со ступиц колес. Правильно подобрать тепловой баланс непросто, несмотря на огромные вентиляторы, охлаждающие двигатель

Специально для нашего теста вазовские спортсмены, возглавляемые прославленным раллистом Александром Никоненко, приостановили на пару дней работу со спортивными моторами и водрузили на стенд Super Flow стандартный восьмиклапанный 1600-кубовый двигатель ВАЗ-21114 от Калины. С распределенным впрыском и так называемым катколлектором, которые позволяют мотору укладываться в нормы токсичности выхлопа Euro 3. Номинально вазовский мотор рассчитан на бензин АИ-95, но и АИ-98 «переваривает» без проблем.

Опускаем заборный шланг в канистру с обычным бензином Shell АИ-95 — и аппаратура стенда фиксирует 85,5 л.с. Неплохо при паспортной мощности калиновского мотора в 81 л.с. А теперь переключаем питание на «девяносто пятый» Shell V-Power. Странно: мощность… снизилась. На «улучшенном» бензине тот же самый двигатель развивает 85,1 л.с. Согласитесь, что падение мощности на 0,47% и обещанный рост «до 10%» — несколько разные вещи.

Когда мы закончили цикл испытаний, все результаты замеров, говоря языком инженеров, оказались в пределах погрешности измерений — вазовский двигатель выдавал 84,7—85,5 л.с. вне зависимости от марки, «модели» и даже от октанового числа бензина. Например, на топливе ВР АИ-95 мотор развил 85,4 л.с. а при переходе на более высокооктановый ВР АИ-98 Ultimate мощность упала до 85,0 л.с. Напомним, при обещанном фирмой BP росте «до 14%».

Причем мы специально попробовали различные методы замера мощности: и «динамический», когда автоматика стенда имитирует разгон реального автомобиля при постоянном росте оборотов, и «статический», когда стрелка тахометра поднимается с шагом в 200 об/мин. Никакой разницы. Более того, мы решили повторить тест на форсированном двигателе для гоночных автомобилей группы N — со стандартной степенью сжатия 10,0:1, но с «настроенным» выпускным коллектором «4-2-1» без нейтрализатора, с «горбатым» распредвалом с разрезной шестерней для точной регулировки фаз и с иным алгоритмом управления впрыском и зажиганием. Развивает такой мотор внушительные 111,6 л.с. (82,1 кВт) при 6200 об/мин и 142,6 Нм при 4600—4800 об/мин, а тянет на «низах» даже лучше стандартного: крутящий момент при 2400 об/мин больше на 5 Нм.

Вновь пробуем разные сорта бензина — и вновь тот же результат! Наибольшую мощность форсированный мотор развивает на обычном топливе Shell АИ-95 — 111,6 л.с. А наименьшие 109,2 л.с. — на бензине Лукойл Экто. Разброс результатов — всего 2%.

Так что если у вас «десятка» или Калина, не говоря о более пожилой вазовской технике, то ожидать прибавки в разгоне после заправки «улучшенным», да и просто более высокооктановым бензином не стоит.

Внешние скоростные характеристики двигателя ВАЗ-21114 при работе на разных сортах бензина. Кривые мощности буквально сливаются вне зависимости от октанового числа и «улучшенности»

Но подождите обвинять производителей «улучшенных» бензинов в шарлатанстве и обмане потребителей. Ведь вазовские моторы — устаревшие, с невысокой степенью сжатия и далеко не самой сложной системой управления. Может, на современном двигателе с высокой степенью сжатия и индивидуальными датчиками детонации на каждый цилиндр или на мощном турбомоторе все будет по-другому?

К сожалению, найти в России современный «мощностной» стенд с установленным на нем двигателем от иномарки нам не удалось. Но мы попробовали пойти другим путем — загнали на стенд компании Спортмобиль, которая занимается обслуживанием и тюнингом суперседанов Mitsubishi Lancer Evolution, «заряженный» хэтчбек Ford Focus ST с пятицилиндровым турбомотором Volvo (2,5 л, 220 л.с.). Стенд Rototest позволяет снимать крутящий момент со ступиц ведущих колес. Такие замеры менее точны, нежели полноценные стендовые, поскольку не позволяют исключить потери в трансмиссии, но точность измерений на стендах с беговыми барабанами или полигонных испытаний разгонной динамики еще ниже.

Начать решили со сравнения двух образцов марки BP — обычного АИ-95 и «улучшенного» АИ-98 Ultimate. На то, чтобы корректно измерить мощность, подобрать правильный тепловой режим двигателя на стенде и дать управляющей мотором электронике полностью адаптироваться к новому топливу, у нас ушло четыре часа. Итого — восемь стендовых часов на две пробы топлива. Хлопотно…

Focus ST показал себя молодцом: почти 200 честных «лошадей», снятых со ступиц колес. Это неплохо — 10% недобора можно смело списать на потери и по­грешность. И эффект от применения высокооктанового бензина мы обнаружили — 6,2 кВт (4,5%) прибавки в максимальной мощности. Но посмотрите на графики так называемой внешней скоростной характеристики: прибавка достигается только на оборотах выше 6000 об/мин. А по ходу разгона двигатель на «ультимативном» бензине АИ-98 иногда развивает даже чуть меньшую мощность, нежели на обычном «девяносто пятом»!

«Это логично. Двигатель-то стандартный, — резюмировал руководитель Спорт­мобиля Павел Рустанович. — Вот если бы ему поднять давление наддува, то прибавка от АИ-98 по сравнению с АИ-95 была бы больше».

Внешние скоростные характеристики турбомотора Volvo 2.5 T со ступиц: прибавка от высокооктанового бензина есть, но только на предельных оборотах

Но заниматься тюнингом шведского турбомотора мы не стали. Равно как оставили и попытки обнаружить обещанный прирост мощности с «улучшенными» сортами топлива. Вместо этого мы отправили все образцы в сертифицированную нефтехимическую лабораторию — чтобы измерить реальное октановое число, оценить химсостав и степень чистоты.

Кстати, сначала мы измерили объем содержимого каждой канистры, залитой на АЗС, — есть ли недолив? Результаты порадовали: только на заправке ТНК не уложились в норму (25 мл недолива на 5 л топлива) — недостача 240 мл. А на пяти колонках были так щедры, что налили немного лишнего.

Визуальный тест все образцы прошли без проблем — осадков, воды и помутнения топлива не было ни в одной пробе.

Первым делом мы проверили октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации — самовоспламенению при сжатии. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и резким ростом нагрузки на цилиндро-поршневую группу, что ведет к прежде­временному износу двигателя. Октановое число измеряется двумя методами — исследовательским и моторным. В первом случае установка (одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия) работает в относительно щадящем режиме, имитируя частичную нагрузку на реальный двигатель. А при моторном методе нагрузка существенно выше — двигатель работает с полной отдачей.

Стандарт ГОСТ Р 51105-97, как и международные нормативы, требует, чтобы октановое число бензина АИ-95 было не ниже 95 единиц по исследовательскому методу и не ниже 85 единиц по моторному методу (для АИ-98 это 98 и 88 единиц соответственно). Вся наша десятка уложилась в норматив! А чемпионом по октановому числу стал бензин АИ-98 BP Ultimate — нам продали почти «сотый» бензин с октановым числом 99,6!

Профилактика двигатель

Замечательно. Но, как мы уже знаем, реального роста мощности это может и не принести…

Результаты испытаний концерна BP: так выглядят отверстия форсунок непосредственного впрыска двигателя Volkswagen FSI после работы на бензине с моющей присадкой.

а так — после работы на обычном бензине. Отложения смол могут серьезно нарушить распыл топлива: диаметр отверстия — всего полмиллиметра

Результаты исследования химического состава проб топлива оказались, пожалуй, самыми позитивными за всю историю «бензиновых» тестов Авторевю. Ни тетраэтилсвинца, ни марганца, ни ранее популярных ферроценов (железосодержащих присадок), смертельно опасных для свечей зажигания, мы не обнаружили: в качестве антидетонаторов ныне используются только метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) и монометиланилин (ММА), причем в допустимых концентрациях. Содержание серы, бензола и так называемых фактических смол, давление насыщенных паров — тоже в норме. В итоге выяснилось, что по большинству параметров все образцы укладываются в нормы Euro 3, а бензины BP — и в Euro 4! Разве что по объемной доле ароматических углеводородов образцы топлива Neste Futura, Shell V-Power и Лукойл Экто вышли за пределы Euro 3 — они соответствуют лишь российскому ГОСТу Р 51105-97. Но серьезной опасности для мотора это не представляет.

Итак, результаты лабораторных исследований внушают оптимизм: на фирменных заправках Shell, Neste, BP, ТНК, ПТК и Лукойл в обеих столицах нам продали качественный бензин. Правда, на ТНК его, как всегда, немного недоливают. Но главное — весь проверенный нами бензин можно без опаски лить в современные иномарки!

Вот только ожидать прибавки мощности, доплачивая за «улучшенное» топливо, наивно. Да и рекламируемая чистота «улучшенных» бензинов — тоже не более чем уловка. Как видно, топливо под маркой V-Power ничуть не более чистое, чем простой бензин Shell. А бензин BP Ultimate по содержанию примесей ничем не отличается от обычного топлива BP.

Неужели «улучшенность» — блеф?

Не спешите делать выводы. Ведь в состав «чистого» топлива входит еще один компонент — моющая присадка. Именно благодаря ей «экологичные» бензины получают все преимущества. Точнее, благодаря чистоте впускного тракта и топливной аппаратуры. Ведь чем чище форсунка, тем точнее дозируется топливо.

Noize MC в гостях у Профилактики


Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Выберите человечка с поднятой рукой!