«Порше» И «Бмв» Меняют На Вино И Рис

/ Просмотров: 896

Автопром — точный барометр экономической погоды — показывает ненастье на Западе и ясный горизонт на Востоке, в том числе в России. По нему видно также, что во всем мире усиливается ветер протекционизма.

Западные автомобильные концерны несут убытки в Европе и один за другим сокращают там свое производство. Так, Ford Motors подсчитал, что его европейские предприятия принесут в этом году убытков на $1,5 млрд и решил закрыть сразу три европейских завода — один в Бельгии и два в Великобритании. При этом лишатся работы почти шесть тысяч человек, а на смежных предприятиях еще большее число рабочих мест окажется под угрозой. На российском рынке эти сокращения никак не отразятся: производственные площадки СП Ford Sollers во Всеволожске и Набережных челнах относятся к числу успешных предприятий концерна, и в будущем году он планирует увеличить выпуск и продажи своей продукции в РФ.

Намерены сократить или уже сокращают производство в Европе также Volvo, Opel, Peugeot Citroen. Последний, в частности, объявил о планах ликвидировать 8 тысяч рабочих мест во Франции. Правда, недавно он получил от правительства 7-миллиардные гарантии и, возможно, пересмотрит свои планы. Несколько лучше на этом фоне чувствует себя крупнейший в Европе автопроизводитель — Volkswagen AG. В течение восьми месяцев этого года он удерживал динамику продаж на европейских рынках в плюсе (0,2%, в основном за счет Германии), однако в сентябре и он зафиксировал 8%-ное снижение. При этом общемировые продажи VW по данным за три квартала выросли на 10,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (до рекордных 4,21 млн автомобилей).

По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей, продажи авто в странах ЕС сокращаются месяц от месяца уже целый год: в сентябре они снизились на 10,8%. Европейский авторынок, По оценкам IHS Automotive, ЕС переживает сильнейший спад за последние двадцать лет. По видимому, Европа нуждается в серьезном сокращении автомобильных производств: во-первых, долговой кризис резко (и надолго) уменьшил платежеспособный спрос, а во-вторых, европейских производителей сильно потеснили конкуренты из Азии.

Тем временем на азиатских рынках ситуация совершенно иная. Они — главным образом, конечно, крупнейший в мире китайский авторынок — служат отдушиной для европейских производителей. Так, VW за три квартала этого года продал в странах АТР на 16,4% больше автомобилей, чем за аналогичный период 2011 года: 1,62 млн штук, 97,5% из которых — в КНР. Daimler ожидает, что портфель его автокредитов в Китае увеличится к 2014 г. вполовину (до €18 миллиардов).

Впрочем, коррективы в развитие китайского авторынка сейчас вносит большая политика, а именно — спор между Китаем и Японией о территориальной принадлежности островов Дяоюйдао (Сэнкаку). Выражая свое негодование покупкой Токио этих островов у частных владельцев, китайцы объявили бойкот японским товарам. Вследствие этого в сентябре продажи автомобилей «Тойота» в КНР упали вдвое; по прогнозам экспертов, в оставшиеся месяцы года японский автоконцерн ожидает в КНР 40%-ное сокращение продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но беда в том, что львиная доля «Тойот», предназначенных для китайского рынка, производится на японских заводах в Китае. Таким образом, бойкотируя японскую продукцию, китайцы снижают показатели своей же экономики. Из-за этого в сентябре продажи автомобилей в КНР сократились на 1,8% по сравнению с сентябрем 2011 г., впервые с начала года показав отрицательный рост в годовом исчислении. Впрочем, по итогам года китайский авторынок все-таки вырастет — не менее, чем на 5%.

Хорошие перспективы сулит производителями автомобилей Бразилия. Согласно прогнозам IHS Automotive, в текущем году продажи автомобилей там вырастут на 8,6% и достигнут 3,28 млн машин. Автогиганты спешат закрепиться на растущем бразильском рынке. Например, VW планирует инвестировать в развитие своего производства в Бразилии €3,4 млрд: аналитики концерна прогнозируют, что местный авторынок вырастет к 2018 г. почти на 50%.

Россия также относится мировыми автогигантами к числу растущих и весьма привлекательных рынков: за три квартала этого года легковых машин в стране было продано на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом, например, VW увеличил продажи на 56%. Однако наиболее активно увеличивают свое присутствие на российском рынке китайские производители: Great Wall за 9 месяцев увеличил продажи на 118%.

«Традиционные» российские автопроизводители тоже наращивают продажи, хотя и отстают в этом от иностранных конкурентов. Так, «АвтоВАЗ» за три квартала 2012 г. продал своей продукции всего на 1,8% больше, чем год назад. Вместе с тем, у него большие планы: по словам губернатора Самарской области Николая Меркушкина, завод собирается в недалеком будущем производить миллион автомобилей в год. Правда, имеющиеся производственные мощности предприятия позволяют ему выпускать только порядка 800 тыс. автомобилей в год, а спрос на его продукцию сейчас составляет лишь около 600 тысяч.

Россия, как и другие страны в ее положении, стремится помочь своим производителям в битве за растущий рынок. Делать это непросто: страна только что вступила в ВТО и в течение 7 лет обязалась снизить импортный тариф на автомобили с 25% до 15%. Ничего! Был введен «утилизационный сбор», вмиг увеличивший стоимость растаможки нового автомобиля на 5-7 процентных пунктов. Конечно, западные производители недовольны, но что делать? Вон, наши партнеры по БРИКС жонглируют тарифами куда более смело. Например, Бразилия в этом году повысила ввозную пошлину на автомобили на 30 процентных пунктов, и теперь она составляют 55%, а Индия объявила о намерении поднять свою пошлину до 60%.

Впрочем, в дальнейшем Россия, возможно, будет вести себя более аккуратно в таких вопросах, чтобы не нарываться на международные арбитражные иски. Недавно РСПП в рамках разработанного им комплекса мер по адаптации экономики к условиям ВТО предложил шире использовать такие методы поддержки автопрома, как субсидирование ставок по автокредитам и тарифов на перевозку автомобилей (разумеется, только отечественного производства) по стране, а также снижение фискальной нагрузки на автозаводы.

Некоторые страны проявили куда большую изобретательность в «изощренном протекционизме». Например, Аргентина обязала зарубежных поставщиков закупать в стране товары местного производства по принципу «доллар за доллар». И вот уже экспортеры «Порше» приобретают «взамен» аргентинское вино, а за «БМВ» будут «расплачиваться» рисом и изделиями из кожи. Они уверены, что даже такая игра за растущий рынок стоит свеч. Более того, производители нередко придумывают ответные ухищрения. Например, готовые дорогие машины подвергают разборке, чтобы в таком виде отправить в страну назначения под видом «машинокомплектов» и, соответственно, по гораздо меньшей ставке импортного тарифа. Там организуется их вторичная сборка — и автомобиль премиум-класса готов. Согласно информации Financial Times Deutschland, BMW организовал такие «производства» в России (Калининградский «АвтоТОР»), Индии, Египте, Малайзии и Таиланде, а VW — в Малайзии и Индонезии.


Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Выберите человечка с поднятой рукой!