Мотоцикл зимой

/ Просмотров: 1446

Мотоцикл зимой зима

Вот и обещанная статья про зимнюю эксплуатацию мотоцикла. Уточняю: это не просто теория, а краткое изложение моей ежедневной практики.

В очередной раз заявляю: езда на мотоцикле зимой - вполне нормальное явление, никакой не "экстрим" (терпеть не могу это дурацкое слово!). Скажу больше того, у нас некоторые владельцы мотоциклов ездят на них только зимой! Это, конечно, рыбаки - летом до реки можно доехать и на машине, а вот толкать ее по снегу - не такое уж и удовольствие. Справедливости ради добавлю, что все они ездят на мотоциклах с колясками - надо же куда-то положить приспособления для ловли рыбы, водку и прочее. Сам же я попросту езжу на работу на мотоцикле круглый год. Не надо думать, что уже застудил мозги и теперь от меня можно ожидать всего. Если сейчас возле проходной завода обычно два-три мотоцикла, то раньше их было значительно больше. Просто стало больше автомобилей. Но я все рано не могу понять, какое можно получить удовольствие, сидя в жестяной коробке на колесах. А от двух колес наслаждение получаешь по полной программе!

Начну с матчасти. Если летом модно позволить себе ездить на не идеально работающем мотоцикле, то зимой - нет. Двигатель должен заводиться в любую погоду. Аккумулятор может недозаряжаться из-за низких температур, так что раз в неделю его надо подзаряжать. Масло в картере лучше взять пожиже, или просто линуть туда немного керосина, а весной залить нормальное. Тросики обязательно смазать, лучше всего кремнийорганической (силиконовой) смазкой - на морозе они могут примерзнуть или стать "резиновыми". Если есть кожухи карбюратора, то обязательно их поставить - во время стоянки на улице снег попадает в карбюратор, потом тает и остается в поплавковой камере. Регулярно извлекаю оттуда кусочки льда.

Запуск мотоцикла. Как показала практика, до -15 градусов любая мототехника заводится беспроблемно. Дальше - хуже. Не рекомендую греть картер, нечего движок к этому приучать. Лучше разогреть свечку. Как правило, для отрегулированного движка этого достаточно. Кстати, про регулировку. Немного обогатите смесь поднятием иголки карбюратора и много - винтом качества. Карбюратор будет богатить, но улучшится запуск. Добавьте холостых оборотов - двигатель не должен глохнуть никогда. Иначе - блокировка заднего колеса и падение мотоцикла. Вернусь к свечкам. У меня есть простой, но действенный метод: я всегда ношу в кармане запасную свечу. И еще пару штук в бардачке. Но та, что в кармане - теплая!

Заводите мотоцикл осторожно. Сначала несколько раз прокачайте двигатель кикстартером. Затем откройте бензокраник, подкачайте бензин утоплением поплавка. Корректор пока не трогайте. Заводите двигатель на малом газу, не больше 1/4. Когда он заведется (а он заведется), тогда можно добавить газа и немного поиграть обогатителем. Немного - потому, что у вас и так обогащенная смесь за счет регулировки карбюратора. Если движок упорствует в своем нежелании заводиться, тогда можете попробовать еще обогатить смесь топливным корректором. Но будьте внимательны - холодную свечу очень часто заливает бензином. Так что, если мотор не заводится, лучше выкрутить и посмотреть свечу. Если она сухая - открыть газ, прокачать движок и после этого залить несколько (в зависимости от объема двигателя) кубиков бензина. После этого двигатель не может не завестись. Если свеча сырая - меняйте ее на запасную. Иногда, в сильный мороз, чтобы завести двигатель вечером в темноте, приходится перепробовать три свечки - больше с собой не вожу. Утром проще - горячая свечка спасает всегда! Особенно, если завести движок минуть за 15 перед выездом и прогреть его. Что, кстати, я сейчас и пойду делать. Сегодня под -30, завелся с трудом.

Теперь о том, на чем ездить. Я ездил зимой на оппозите (М67-36), "Планете" и "Минске". Однако оптимальным оказался мопед "Карпаты". Дело в том, что зимой не нужна большая мощность, а чем легче техника, тем проще ей управлять. К тому же и падать - тоже разница есть. Или лежать придавленным тяжелым мотоциклом, или легким. Конечно, на мопеде не так пафосно, как на оппозите, но зато проще ехать. Но: заводить оппозит и "Планету" намного проще. Загустевшее масло в картере не так-то просто провернуть слабосильному "полтиннику", да и по рыхлому снегу он катится не ахти как. Худший же выбор - скутер. Его "табуреточная" посадка и маленькие колеса сводят на нет защиту коленей от холодного ветра.

О том, как шиповать колеса и одевать цепи, я уже писал (см. "Чтобы не скользить"), поэтому останавливаться на этом вопросе не буду, а сразу перейду к технике вождения. Основное правило здесь - все делать осторожно, точно и аккуратно. Лед и снег ошибок не прощают. Хотя падать не так больно, как на асфальт, но сумет ли затормозить на скользкой дороге идущий следом "КамАЗ" - это еще вопрос. Точнее, даже не вопрос. Поэтому заповедь номер один - не наглеть, уступать дорогу всем, кому только можно. Понимаю, что многим это будет тяжело, а что делать?

Больной вопрос - троганье с места. Мой способ такой: резко газануть на нейтрали, включить передачу (из-за густого масла мотоцикл слегка дернется, даже тяжелый оппозит), а потом плавно отпускать сцепление на довольно большом газу. Как только мотоцикл тронется, отпустить сцепление и одновременно сбросить газ. Нормально отрегулированный двигатель должен тянуть на холостых оборотах. А потом потихоньку разгоняться. Будьте внимательны на больших оборотах двигателя - даже слабосильный "полтинник" способен на них сорвать заднее колесо в пробуксовку! Поэтому как можно больше ездите на малых и средних оборотах. Понятно, что "Юпитеру" это довольно тяжело, а потому для зимней езды он далеко не идеален.

Рулем надо крутить очень осторожно, а главное - точно. Вилять им нельзя ни в коем случае. Если чувствуете, что не можете управлять мотоциклом (а такое часто случается на скользкой неровной дороге) - расслабьте руки и сбросьте газ. Мотоцикл, возможно, будет валиться на бок - удержите его ногами. Или хотя бы сами на ногах останетесь. Вообще, падения зимой - это норма. Лично я падаю за зиму десяток раз. Но все из них - без последствий, разве что настройка зеркала собьется. Да, ни в коем случае не вертите головой, высматривая машины сзади! лучше повесьте дополнительное зеркало под рулем, чтобы его не заслонять локтем. Когда я понял, что при повороте головы назад я теряю траекторию движения, начал думать, почему так? Оказалось, что из-за одежды поворачивается не только голова, но и плечи тоже. К чему это ведет - понятно.

Мотоцикл зимой мотоцикл

Забудьте о резких разгонах и остановках. Помните, что переднего тормоза нет. В смысле - вообще нет. Можете его даже совсем отцепить - хуже не будет, только лучше. Но это не значит, что надо тормозить задним тормозом. Он тоже допустим только в малых дозах. Тормозите двигателем. А поскольку быстро им не затормозить - особенно и не разгоняйтесь. Максимальную скорость зимой можно считать 60 км/ч. Все, что выше - не экстрим, а дебилизм. Но и задним тормозом надо тормозить правильно - не давить на него со всей дури, а сначала несколько раз слегка нажать на педаль (как на грузовиках с пневмоприводом тормозов), а уже потом плавно подтормаживать, не допуская блокировки колеса.

Теперь о препятствиях. Самое страшное - обледенелые колеи и трамвайные пути. Старайтесь не заезжать в колеи - выехать из них или сложно, или невозможно! Но если чувствуете, что вас все-таки тащит в колею - резко (и точно!) съезжайте в нее и двигайтесь точно по ее центру. Вот где нужно ювелирно точное управление рулем! При возможности выбирайтесь, слегка наехав на один край колеи, а потом резко выезжайте в другую сторону. Смотрите за задним колесом: если оно не может легко выбраться из колеи, сразу опять съезжайте в нее, иначе мотоцикл развернет, и он упадет под идущую следом машину. Не беда, что они едут следом и сигналят - вас это не касается. Надо будет - объедут, вы свое летом возьмете.

Трамвайные пути переезжайте на первой передаче, выставив ноги - как поведет себя холодная резина на скользком железе - никто не знает, даже она сама. Лучше объезжать их с краю, по снегу, а не по льду. Снежные заносы наоборот, форсируйте с разгона, сбрасывая газ по мере их преодоления. Очень коварны остатки снега после снегоуборщиков: среди рыхлого снега могут таиться глыбы льда и твердого снега. Лично я боюсь их больше всего.

Прочитав все вышесказанное, можно подумать, что зимняя езда - ужас и кошмар. Это не так, самое страшное случается летом, когда веришь в хорошее сцепление резины с асфальтом. Самое главное зимой - не думать, что, покатавшись пару дней, становишься профессионалом. Основные навыки приходят через месяц - другой ежедневной езды, а полная уверенность - как минимум через два года. И "главнее главного" - никогда не садиться за руль мотоцикла зимой в нетрезвом состоянии! Копать могилу в мерзлой земле не так-то просто.

P.S. Эту статью я писал два утра, перед работой. Вчера было под -30, с запуском двигателя пришлось повозиться. Сегодня -12 градусов, мотор завелся с третьего пинка. Чего и вам желаю. "

Девушки и мотоциклы. Как хранить мотоцикл зимой?


Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Выберите человечка с поднятой рукой!