Kettenkrad: немцы проиграли войну на гусеничном мотоцикле

/ Просмотров: 1681

Kettenkrad: немцы проиграли войну на гусеничном мотоцикле мотоцикл

Немецкий фанат гусеничного танка-мотоцикла Андреас Мельхорн примерно раз в год выезжает на выставки и шоу (фото kettenkrad.de).

Эту удивительную машину придумали наши враги и рассчитывали с её помощью нас победить. Но, думается, данный гибрид трактора и мотоцикла интересен не поэтому. Как ни крути, это одно из самых странных транспортных средств ХХ века. Вот и посмотрим, откуда оно взялось и что оно такое.

В Историю немецкий гусеничный мотоцикл вошёл под названием «Кеттенкрад» (Kettenkrad). Объясняется оно просто: «Ketten» — гусеничный трак, а «Krad» укороченная военными форма слова «Kraftrad» — мотоцикл. А официальное его название, первоначальное, и того круче — «Kleines Kettenkraftrad SdKfz 2». Да, ещё есть тип — HK-101.

Что же до затейливого кода SdKfz, то им, надо думать, как раз обозначали машины-гибриды – уже во время первой русской зимы нацисты поняли, что на колёсах особо не поездишь: немцы делали наполовину (или на 2/3) гусеничными грузовики, артиллерийские установки и машины для командного состава.

Их много собрано здесь. но наша тема всё-таки «Кеттенкрад».

«Кеттенкрад», вид сзади. Номерной знак, брызговики, катафоты – и не скажешь, что это была военная машина (фото kettenkrad.de).

Необходимо отметить, что и в Интернете фанатов «танкоцикла» немало. Главные сетевые ресурсы, посвящённые «Кеттенкраду» – это, соответственно, сайт немца Андреаса Мельхорна (Andreas Mehlhorn) из Брауншвайга Kettenkrad.de и американский Kettenkrad.com .

У Мельхорна три гусеничных мотоцикла (ездят два), у американцев – девять (все на ходу). То есть, и тот, и другие знают, с чем имеют дело. Да, на этих сайтах владельцы не только хвастаются своими машинами, но и ищут редкие запчасти и даже продают «Кеттенкрады» тысяч за 45 долларов.

Поэтому, чтобы воссоздать картину, доверимся этим, ну и кое-каким другим источникам, вроде этого. этого и вот этого. Всё воедино, к сожалению, пока толком никто так и не собрал.

В общем, концепцию придумал и запатентовал в июне 1939 года немецкий изобретатель Хайнрих Эрнст Книпкамп (Heinrich Ernst Kniepkamp). По его замыслу, это было транспортное средство, способное к перевозке небольших грузов по бездорожью.

Нацисты перевозят на «Кеттенкраде» себя и свои орудия (фото panzer-modell.de).

Дальнейшей разработкой, а затем и производством занялась NSU Werke AG Neckarsulm (NSU), ранее называвшаяся Neckarsulm и занимавшаяся производством вязальных машин, велосипедов, мотоциклов и автомобилей. Именно поэтому часто «танкоцикл» называют NSU Kettenkrad, хотя машину выпускала и компания Stower Werke.

Первые 500 штук нулевой серии были произведены уже в июле 1940-го, а 5 июня 1941 года армия взяла на вооружение первую модель — SdKfz 2.

Забегая вперёд, скажем, что всего моделей было три, то есть плюс SdKfz 2/1 и SdKfz 2/2. Чаще всего пишут, что выпуск продолжался до 1948-го, а всего гусеничных мотоциклов было произведено 8345 штук.

Теперь на гусеничном танке разъезжают любители военно-исторических маскарадов (фото foothill.net).

По другим данным, с 1940-го по 1945-й было произведено 8411 машин, а с 1945-го по 1949-й ещё 550 для гражданских нужд. Итого: 8961.

Однако продолжим. «Кеттенкрад» изначально разрабатывался для парашютистов-диверсантов, действующих в тылу врага, в основном в горной местности.

На гусеничном мотоцикле могли спиной к спине разместиться два-три человека и тянуть за собой необходимое лёгкое вооружение, вроде миномётов и небольших противотанковых орудий (весом до 450 кг).

Но от использования машины в данном качестве, несмотря на хорошую проходимость, пришлось отказаться – после тяжёлых потерь на острове Крит парашютисты превратились в наземные войска – необходимость отпала сама собой.

Редкое нынче зрелище – 9 «Кеттенкрадов» одновременно. Их собрали американцы. Все машины на ходу (фото kettenkrad.com).

Таким образом, «танкоцикл» был, скорее, не оружием, а транспортным средством для буксировки и прокладки кабеля.

Две последние модели использовались преимущественно связистами, на «мотоцикле» и двухколёсных прицепах (Sd.Anh. 1.1 и Sd.Anh. 1.2 — Sonderanhanger: «специальный трейлер») устанавливались большие катушки кабеля, в том числе тяжёлого сверхпрочного для распределительных щитов.

Один из источников утверждает, что в конце войны топливо для немцев стало на вес золота, поэтому самолётам больше не позволялось самим выезжать на взлётную полосу — вытягивать их туда стало работой «Кеттенкрадов». Скорее всего, нескольких одновременно.

Короче говоря, стационарного оружия на «Кеттенкраде» не было – он не был машиной смерти. Так что больше подходит определение «мототрактор». Можно было бы и просто «трактор» – от мотоцикла у него, по большому счёту, только переднее колесо, без которого он теоретически может обойтись.

Kettenkrad: немцы проиграли войну на гусеничном мотоцикле гусеничный

SdKfz 2 был оснащён 1,5-литровым 4-циллиндровым двигателем Opel Olympia 38 мощностью 36 «лошадей», что позволяло ему двигаться по дороге с максимальной скоростью 64 км/час, по бездорожью в полтора-два раза медленнее. И это при весе в 1200 кг.

Модель, конечно, но хорошо видны катушки кабеля (фото quarter-kit.com).

Правда, характеристики некоторые источники называют другие – кто пишет максимальная скорость 75 км/час, кто 80 км/час, но, как говорится, за что покупали, за то и продаём. Оправдание, между прочим, необходимое, так как сведений крупицы, а достоверность за давностью лет установить уже невозможно.

Например, говорят, что после войны некоторая часть «мототракторов» была завезена в США и использовалась тамошними лесниками, а в Германии в то же время «Кеттенкрады» обрели обязанности в сельском хозяйстве.

Пишут, что впоследствии французская фирма SIMCA производила запчасти для Kettenkrad, но не собирала машины полностью, а одна французская же компания — Babiolle — предлагала восстановленные «Кеттенкрады».

Так или иначе, промышленность от причудливых машин отказалась: производить их слишком дорого, покупать накладно, да и вообще – кому они нужны. Примерно так.

С другой стороны, совершенно точно известно, что значительное количество «мотоциклов» осело в военно-исторических музеях и у частных коллекционеров. Тот самый Андреас Мельхорн из Брауншвайга, к примеру, преспокойно разъезжает на одном из «Кеттенкрадов», который с виду в отличном состоянии.

С помощью гусеничного мотоцикла Стивен Спилберг спасал рядового Райана.

На вопрос, а «сильно ли шумит это транспортное средство?», Мельхорн отвечает: «Хм, хороший вопрос. Спросите моих соседей! Двигатель „Кеттенкрада“ очень тихий, но вы слышите шум гусениц. Он сильно отличается от шума других машин на дороге. А вообще, можно сказать, что „Кеттенкрад“ шумит, как средний грузовик».

В заключение стоит отметить, что «мототрактор» встречается в виде моделей и игрушек, а последней заметной работой гусеничного мотоцикла стали съёмки в кино.

Стивен Спилберг в 1998 году не смог отказать себе в удовольствии показать «Кеттенкрад» в картине «Спасти рядового Райана». Причём эпизод с гусеничным мотоциклом основан на реальных событиях:

13 июня 1944 года во время обороны французской деревни трофейный «Кеттенкрад» американцы использовали в качестве приманки — им удалось заманить немецкий танк на узкую улицу и забросать бомбами-липучками. Всего в фильме снялись пять гусеничных мотоциклов.


Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Выберите человечка с поднятой рукой!