Дизель и русская зима - кто кого?

/ Просмотров: 1533

Дизель и русская зима - кто кого? двигатель

Одноцилиндровый стационарный дизельный двигатель, 1906г. Фото: Wikipedia

Прошло совсем немного времени после нашего вводного обзора по подготовке двигателя к зиме, а "генерал Мороз", в одиночку почти победивший Гудериана, наступает всё активнее. Теперь мы постараемся подробнее остановиться на особенностях эксплуатации легковых дизельных двигателей в зимний сезон – т.е. как мы уже условились ранее, при температурах от нуля градусов по Цельсию (когда вода начинает превращаться в лёд) и ниже. Но сначала кратко рассмотрим принцип работы дизельного двигателя, его главные отличия от бензиновых собратьев, достоинства и, главное – слабые места, осложняющие его эксплуатацию русской зимой.

Как известно из теории двигателей внутреннего сгорания (ДВС), дизельный двигатель - это поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу воспламенения топлива от соприкосновения со сжатым разогретым воздухом. Дизельные двигатели работают на дизельном топливе (в обиходе — "солярке"). Теоретическое обоснование такой конструкции разработал к 1890г. немецкий инженер Рудольф Дизель, в 1893г. он запатентовал свою идею, а уже в январе 1897г. был построен рабочий образец. Этот двигатель работал на каменноугольной пыли и мало чем напоминал первые серийные образцы для тракторов, танков и грузовиков даже начала XX века, не говоря уже о современных моделях, но, несмотря на это, термин "двигатель Дизеля", "дизельный двигатель" или просто "дизель" используется для названия всех ДВС с воспламенением от сжатия, поскольку изобретение Рудольфа Дизеля лежит в основе всех подобных агрегатов.

Одноцилиндровый стационарный дизельный двигатель, 1906г.

Главным достоинством дизельного двигателя является его экономичность – если у его бензинового коллеги КПД преобразования энергии от сгорания топлива составляет всего 20-30%, то для дизелей типичными значениями являются 30-40%, а некоторые новейшие модели с турбонаддувом могут показывать и 50%, да и сама солярка проще в изготовлении, чем высокооктановые бензины – а значит дешевле, что мы можем видеть на ценниках наших АЗС. Ещё одно преимущество дизеля – высокий крутящий момент на низких оборотах, т.е. лучшая "тяговитость" .Но обратной стороной медали являются более высокие нагрузки на детали из-за высокой степени сжатия (СЖ), что вынуждает конструкторов сильно ограничивать максимальные обороты, увеличивать размеры и прочность деталей, использовать более дорогие масла (а так же уменьшать межсервисные интервалы их замены), да и громкий перестук работающего дизеля мало кому может понравиться.

Такой набор противоречивых факторов и определял поначалу достаточно специфическую нишу использования дизельных двигателей – на больших грузовиках, тракторах, строительной и тяжёлой военной технике, железнодорожном транспорте (тепловозах) и как приводов стационарных мощных агрегатов, но очень редко - на легковых машинах и в авиации, где требовались лёгкость и высокооборотистость. К тому же проблема загустевания солярк на больших высотах делала полёты просто опасными.

Его современный потомок для океанского сухогруза.

Фото^ Autoevolution

Но технический прогресс не стоит на месте, и сейчас дизель под капотом легкового автомобиля даже размером с «Оку» мало кого удивляет, а постоянно дорожающее топливо заставляет задумываться об экономии даже самых фанатичных апологетов бензиновых агрегатов. Однако "родовые" болячки, до сих присущие дизельным двигателям. и о которых вам расскажет любой водитель грузовика, даже если разбудить его среди ночи, требуют от владельцев дизельных легковушек (а наравне с ними – дизельных джипов, микроавтобусов и т.п.) некоторых дополнительных знаний, наличие которых заметно облегчает жизнь "дизелиста".

Итак:

- Солярка очень пахуча и практически не испаряется!

- Будьте аккуратны на АЗС, не облейте кузов своего автомобиля, иначе запах будет преследовать вас ещё долго/

- Используйте полиэтиленовые перчатки, чтобы не дотрагиваться голыми руками до раздаточного пистолета – ведь до вас из него заправляли КАМАЗ.

Солярка, в отличие от бензина, начинает заметно густеть уже при температуре ниже -5 градусов по Цельсию. Из-за этого в широкую продажу выпускаются два сорта солярки – "летняя" и "зимняя". На "летней" зимой ездить просто невозможно – она по консистенции превращается в "пластилин" и топливный насос просто не в состоянии её закачать. На "зимней" летом ездить в принципе можно, но нежелательно – из-за пониженной вязкости на жаре возрастает износ топливной аппаратуры. На АЗС, дорожащих своей репутацией, смена сортов происходит в октябре и апреле соответственно, и это обязательно отображается в паспорте на партию топлива, продающегося в данный момент – он должен висеть на видном для клиентов месте. А вот на АЗС, принадлежащих всяким ООО "Рога и копыта", нередко можно заправиться "летней" соляркой и зимой, благо ни по цвету, ни по запаху отличить один сорт от другого невозможно.

Если вы не уверены в качестве дизтоплива или ожидаются сильные морозы за -25С, заранее используйте специальные гели-присадки, препятствующие загустеванию. Но обязательно при этом соблюдайте дозировку! Иначе велик риск поломки топливной аппаратуры. По этой же причине не рекомендуется использовать «народный» способ – добавление керосина. Если КАМАЗы и МАЗы такое спокойно перенесут, то для современного нежного легкового дизеля этот коктейль может оказаться последним…

Свечи накаливания. Фото: NGK

Ещё одна проблема, связанная с качеством топлива – вода, попадающая в бак вместе с соляркой на плохой заправке. Мало того, что она очень вредна для топливного насоса, так зимой ещё и замерзает в топливных магистралях. В современных дизельных машинах применяются специальные фильтры-отстойники для удаления воды перед подачей в двигатель. Их состояние необходимо периодически контролировать и вовремя сливать накопившийся конденсат (часто об этом сигнализирует контрольная лампа на панели приборов – прочтите инструкцию к автомобилю).

Вязкость моторного масла обязательно должна соответствовать сезону. Для дизелей этот вопрос ещё более актуален, т.к. из-за высокой степени сжатия сопротивление при прокручивании коленчатого вала здесь выше и стартёру приходится гораздо тяжелее. Именно по этой же причине на дизельные автомобили устанавливаются более мощные аккумуляторные батареи, да и общие требования к состоянию системы запуска строже, потому что попытка завести машину «с толкача» может быть чревата поломкой.

Дизель и русская зима - кто кого? дизельный

Как мы уже говорили чуть ранее, в дизеле топливная смесь загорается от разогретого сжатого воздуха, а не от искры, как в бензиновом двигателе. Но зимой при запуске холодного двигателя этого нагрева может оказаться недостаточно из-за больших тепловых потерь. Для решения этой проблемы применяются специальные свечи накаливания, с помощью которых дополнительно прогревают камеры сгорания при запуске и некоторое время после него, пока двигатель не прогреется до минимально устойчивой рабочей температуры. От их работоспособности напрямую зависит сама возможность зимней эксплуатации (выше +5С в остальном исправный дизель зачастую можно завести и без них). Об этом тоже необходимо помнить и соблюдать регламент замены свечей согласно инструкции по эксплуатации, а если срок их службы неизвестен или есть подозрения в плохой работе, имеет смысл произвести их досрочную замену.

Дизельные двигатели в силу особенностей устройства выделяют меньше тепла, чем аналогичные им по объёму бензиновые коллеги, что заметнее всего становится, конечно же, зимой. Этого не стоит пугаться, это не неисправность, а ещё одна особенность дизельного двигателя. Именно поэтому нет смысла прогревать дизель на холостом ходу – на это может уйти полчаса-час. а при сильных морозах рабочей температуры он так и не достигнет. Как только стрелка указателя температуры сдвинулась, пора в путь – под нагрузкой мотор прогреется гораздо быстрее.

При всей кажущейся сложности обращения с дизелями, при соблюдении правильных условий эксплуатации, исправной машине, заряженной АКБ и качественной солярке на современных дизельных двигателях совершенно комфортно можно ездить при температурах до -35С, а при соблюдении правил арктической эксплуатации – и до -50С!

Baauer-Harlem Shake. "Русская Зима 2013". Визитка. Команда: "ДИЗЕЛЬ"


Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Выберите человечка с поднятой рукой!